«Денисьевский» цикл Ф.И. Тютчева и «панаевский» цикл Н.А. Некрасова

В русской поэзии середины XIX века формируется жанр поэтического цикла, посвященного теме любви (цикл Н. А. Огарева «Buck der Liebe», А. Григорьева «Борьба», поэтический цикл А. Фета, обращенный к М. Лазич). Жанр поэтического цикла в сравнении с отдельным лирическим стихотворением более емкий, позволяет проникнуть в глубины душевного мира человека, показать движение любовного чувства, отразить его тончайшие оттенки. «Денисьевский» цикл Ф. Тютчева и «панаевский» цикл Н. Некрасова — ярчайшие образцы этого жанра.

В отечественном литературоведении проблема сравнительно-сопоставительного анализа этих циклов изучена не достаточно полно. Исключение составляют работы Н. Н. Скатова и В. Н. Касаткиной, где затронуты частные аспекты этой проблемы.

«Панаевский» и «денисьевский» циклы имеют реальную жизненную основу. В эпоху 50 — 60-х годов углубляется психологический метод в творчестве писателей, усиливается интерес к человеку, к его внутреннему миру, особенно к миру женской души. Тютчев и Некрасов создают в интимной лирике не традиционно один, а два характера: мужской и женский. Образ любимой женщины получает новое звучание и трактовку. Лирическая героиня предстает в поэтических циклах как подлинная героиня любви, отстаивающая право на личное чувство, на борьбу за него. Отношения героя и героини лирических циклов складываются по-разному. У Некрасова — это союз равных в любви. В тютчевской лирике утверждается фактическое неравенство героев. Ее чувство — цельно, любовь к «нему» составляет смысл жизни, его чувство — раздвоено, так как он не может полностью посвятить себя одной женщине (из-за чего герой испытывает жестокие уколы совести). Герой Тютчева, в отличие от героя Некрасова, пассивен, созерцателен.

Для лирики обоих поэтов характерен драматизм, ощущение «жгучего страдания» (следствие «незаконности» любовных отношений), изображение героя не как морального и эстетического идеала, а как конкретного живого человека со всеми достоинствами и недостатками, характерна конкретность сцен и предметность обыденного мира (Некрасов назвал это «прозой любви»), сходство лирического цикла с романом (четко обозначены главные действующие лица, отношения героев даны в развитии — «сюжет», наличие сквозных мотивов, особая манера изложения).

Сравнительно-сопоставительный анализ открывает новые возможности изучения лирики Ф. И. Тютчева и Н. А. Некрасова в школе, и особенно в классах гуманитарного профиля.

Черкашина Марианна, студентка 5 курса
Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент Скрипачева Л. И.

 
© 2014 Филологические страницы. Все права защищены.